Отчетность риэлтора перед клиентом: важные мелочи
- 01.02.2016
- Комментариев нет
- 4 044 просмотров
- Поделиться
В целом отчетность в риэлторском деле не носит регламентированного характера, как, к примеру, бухгалтерская, но, тем не менее, она обязательна. Открытость процесса купли-продажи, информированность клиента обо всех нюансах определяет степень доверия собственника к риэлтору.
В крупных престижных агентствах недвижимости, как правило, вводится строгая форма отчетности, которая значительно упрощает процесс и дисциплинирует работников. По этим документам клиент может с легкостью отслеживать всю работу риэлтора. Какие регулярные письменные отчеты необходимо предоставлять?
- Лист просмотров. В этой форме риэлтор фиксирует всех, кто приходил смотреть недвижимость. Так же там отмечаются причины отказов, а именно что потенциального покупателя отпугнуло от сделки. На основании анализа отказов можно сделать соответствующие рекомендации продавцу.
- Промежуточные отчеты. Действия посредника и время их выполнения должны отражаться в определенной письменной форме. Сроки предоставления отчетов определяются агентством или самим клиентом, например, это может происходить еженедельно (при покупке квартиры) или раз в 2 недели (при продаже).
- Акт выполненных работ риэлтора. В этой форме прописаны все действия посредника, начиная от 1-го объявления до момента совершения сделки. Данный документ важен для подтверждения обоснованности выплаты комиссионных.
Помимо письменных отчетов очень важно поддерживать постоянную телефонную связь. Предварительно нужно обговаривать с собственником, как ему комфортней получать устную информацию: раз в день или реже.
При разговоре грамотный риэлтор должен коротко обрисовывать ситуацию, но не обходиться общими фразами, а конкретизировать. Например, фраза: «Звонков мало или много, но никто не приходил смотреть», мало кого устроит. Устный отчет должен содержать анализ событий, пусть даже и в краткой форме: «Звонили 12 человек, трех из них не устроил район, шестерых – высокая цена, а еще трое не хотят жить на втором этаже».
Некоторые собственники страдают излишней подозрительностью и не верят даже самым подробным устным и письменным отчетам. Для таких случаев необходимо сохранять все печатные издания с объявлениями по его недвижимости, если размещали где-то еще (на ТВ, на радио) – собирать бланки финансовой отчетности и т.д.
Помимо отчетов о действиях специалист по недвижимости обязан:
- При первой личной встрече с собственником подтвердить свой статус риэлтора документально;
- Предоставить информацию о страховщике, от лица которого он работает (договор, наименовании, фактический адрес, телефон);
- Заключить с собственником договор в письменной форме о предоставлении услуг;
- Информировать клиента о его правах как потребителя риэлторских услуг (какие гарантии ему предоставляет действующее законодательство, нормативные акты и стандарты практики);
- Обеспечивать сохранность необходимых для заключения сделки документов;
- Предоставить в рамках действующего законодательства всю информацию об объекте сделки.
Все перечисленные в статье требования к риэлтору могут служить эталоном для его оценки как профессионала. Если он не идет на контакт, уклоняется от отчета о действиях, то перед клиентом либо горе-специалист, либо мошенник.
Удачи!
Светлана Орленко
Теги: агентство недвижимости, акт выполненных работ, анализ событий, грамотный риэлтор, дициплинирование работников, договор о предоставлении услуг, документ, заключение договора, информированность клиента, лист просмотров, открытый процесс, отчетность, письменный отчет, посредник, причина отказа, промежуточные отчеты, работа риэлтора, регламент, совершение сделки, степень доверия, телефонная связь, устный отчет